Политолог из Волгограда Александр Сайгин поделился наблюдениями насчет торговых центров, ощутимый удар по которым нанесли пандемия коронавируса и ограничения, введенные с началом спецоперации на Украине.
По мнению политолога, ощутимые трансформации потребления и проведения досуга начались не с началом санкций, и даже не во время распространения COVID-19. Стало понятно, что торговые центры — уходящий формат, когда эти же торговые центры появились в онлайне.
— То есть, все эти Озоны и Вайлдберрис уже года четыре как начали трансформировать реальность. Но не только с точки зрения потребления. ТЦ — это место встреч. Ковид изрядно покалечил эту форму коммуникации. Санкции выбили интересные марки и ещё сильнее притопили кинотеатры, которые и без того постепенно просаживались из-за появления онлайн-сервисов, — уточнил Александр Сайгин.
Волгоградец озадачился вопросом: где находится предел рентабельности торговых центров, и какая возможная трансформация их ждет. Так, «Мармелад» стал чаще е устраивать ярмарки продуктов и мастеров и открыл сцену для выступления творческих коллективов. Аналогичным путем пошли в Ворошиловском ТРЦ.
— Вангую появление отделений «Почты России» и, вероятно, избирательных участков (и обычных и для ДЭГ). Возможно, что-то появится для досуга пенсионеров (всё-таки серебряный возраст должен всё больше получать активные формы и пространства). Не исключаю, что и медцентры пойдут в ТЦ. Тем более, что в Москве некоторые ТЦ перепрофилировали под ковидные госпитали. И, конечно же, это идеальные «пункты прохлады» в летний период для южных регионов. В связи с глобальным потеплением тема становится всё более актуальной. Коворкингов там не вижу. У нас ещё не все заводские площади под это перепрофилировали, — поделился прогнозами политолог.
По мнению Александра Сайгина, часть пустующих площадей торговых центров также можно отдать под зимние сады, что особенно актуально в северных регионах с кратковременным летом.
Анна Анатольева