Будущий заповедник или бескрайняя пустыня: местный житель о строительстве трассы через Волго-Ахтубинскую пойму

Сегодня в сети интернет возникает много споров в отношении строительства новой трассы, которая пройдет по территории природного парка и станет главной транспортной артерией региона. Для меня пойма — это родной дом. Здесь я родился и живу много лет. Поэтому имею право (как местный житель) высказать исключительно свое личное мнение по данной проблематике.

Небольшой экскурс в историю

В советские времена практически все Заволжье являлось богатейшим аграрным краем.  В совхозах и колхозах крестьяне выращивали помидоры, огурцы, баклажаны, лук и другие овощи. Многие бывшие студенты волгоградских вузов хорошо помнят, как выезжали в летние лагеря, где оказывали помощь местным жителям в сборе и переработке различной сельхозпродукции. В пойме также размещались консервные заводы, продукция которых была очень популярна и поставлялась далеко за пределы региона. 

С развалом СССР перестали существовать совхозы и колхозы. Вся инфраструктура была развалена, поля поросли бурьяном. Подавляющее большинство местных жителей осталось без работы. Немногочисленные фермерские хозяйства ситуацию не спасали. В поисках работы крестьяне стали перебираться в близлежащие города — Волжский и Волгоград.

С тех пор для местных жителей остро встала транспортная проблема. Если в Волжский добраться было относительно просто (есть дорога через Среднюю Ахтубу), то в Волгоград  можно было попасть двумя маршрутами — либо через Краснослободскую переправу либо через Волжскую ГЭС.  В первом случае поездка на работу была менее утомительной, но более рискованной, так как в зимнее время переправа работала с перебоями или вообще была закрыта, а в весенне-осенний период регулярные утренние туманы внезапно останавливали судоходство, что приводило к неминуемому опозданию на работу.  Поездка через Волжскую ГЭС считалась более надежной, но требовала в два раза больше времени и терпения. Добираться на работу в город по три часа в переполненных автобусах с несколькими пересадками — это еще то удовольствие.

duby1 (3).jpg

«Танцующий» мост

Строительство мостового перехода через реку Волга началось в далеком 1996 году. Прошло долгих 13 лет с момента начала строительства до открытия первого участка моста, который соединил центр Волгограда с дорогой Краснослободск — Средняя Ахтуба. 
Многие местные жители, работающие в Волгограде, восприняли это событие с огромной радостью и восторгом. Быстро, комфортно и удобно.
Однажды мост «затанцевал» и о его существовании узнала вся страна.
20 мая 2010 г. в 18:30 сотрудники ГИБДД УВД по Волгограду перекрыли автомобильное движение по мосту через Волгу. Из-за значительной ветровой нагрузки мост вошёл в резонанс с амплитудой колебаний в вертикальной плоскости около 50–60 см. Так возникло понятие «Танцующий мост».

Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма»

За время строительства моста пойма стала особо-охраняемой природной территорией Волгоградской области. В 2000 году в границах трех муниципальных районов Волгоградской области — Среднеахтубинского, Ленинского и Светлоярского был создан природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». Появилось много запретов и ограничений. Совершенно оправданных и необходимых.

К примеру, в природном парке запрещается: несанкционированное размещение либо сброс отходов производства и потребления: деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима, разведение костров, разбивка бивуаков, привалов, палаточных городков и туристических стоянок за пределами специально предусмотренных для этого мест; проведение рубок лесных насаждений, в том числе дубов, за исключением рубок, связанных с осуществлением мер санитарной безопасности в лесах, предупреждением и тушением лесных пожаров, осуществлением мероприятий по охране поверхностных водных объектов и др. Причем пойменные дубравы полежат особой охране.

Однако, ввиду слабого контроля за соблюдением природоохранного режима со стороны правоохранительных и надзорных органов, Волго-Ахтубинская пойма превратилась в одну большую свалку. В настоящее время в пойме можно обнаружить множество несанкционированных свалок. Как правило, свалки промышленного мусора образуются вдоль трассы Краснослободск — Средняя Ахтуба, а бытового — вблизи населенных  пунктов.
 Если в первом случае ситуация ухудшается (особенно, когда часть промышленных отходов попадает в ерики и озера), то свалок бытового мусора стало значительно меньше (спасибо мусорной реформе). В летнее время года много мусорят туристы. Особенно много мусора (в основном из пластика и стекла) скапливается на берегах рек и озер. Очень редко можно найти место на берегу Волги, где  не был бы оставлен мусор отдыхающими. 
К сожалению, не привита еще нашим людям культура бережного отношения к природе.

aL7KxC2MwBE (1).jpg
Красным предлагаемый проект дорожниками, жёлтым — экологами (фото тг-канал «КАНАЛ34»)

Трассу строить!

Волгоградский мост — это один из важнейших элементов транспортной инфраструктуры юга России. Новый мостовой переход призван обеспечить разгрузку дорог федерального значения, транспортных магистралей города и выход на республики Средней Азии, города Астрахань и Саратов.

Важным для жителей заволжья является то, что с помощью нового моста будет снижена транспортная нагрузка на плотину Волжской ГЭС, интенсивность движения по которой уже достигла предела.
Что касается новой трассы, в отношении строительства которой сейчас так много споров, то построить ее необходимо было еще вчера. При этом в ходе ее строительства, необходимо будет минимизировать причиняемый природе урон. Дубовые рощи, конечно, жаль, и экологический ущерб для поймы невосполним. 

В чем же суть спора. Отдельные экозащитники (назовем их, зелеными) вместе с депутатами настаивают на строительстве трассы путем расширения существующей дороги Краснослободск — Средняя Ахтуба. Да, действительно, такой проект ранее имел место. В чем тогда проблема? Почему проект был изменен?

Проблема, на мой взгляд, кроется в неверной очередности строительства всего мостового комплекса. Если сейчас оценить дорожную обстановку на дороге Краснослободск — Средняя Ахтуба, то она представляет одну большую пробку. Жителям Заволжья становится все труднее и труднее добраться до Волгограда или Волжского, поехать за покупками в райцентр или посетить районную больницу. С учетом постоянного ремонта дорожного полотна на Волжской ГЭС, трасса через пойму становиться настоящей «дорогой жизни». С каждым днем интенсивность дорожного движения в пойме только возрастает, что неминуемо приведет к транспортному коллапсу. Постоянные пробки в пойме сопровождаются большим количеством вредных выбросов, создаваемых транспортными средствами (особенно грузовыми). Отдельные невоспитанные водители, пытаясь объехать пробки, прокладывают альтернативные маршруты по лугам, лесам и полям. Пыль столбом стоит такая, хоть глаз коли. Страдает вся экосистема, уничтожается мелкая растительность, гибнут под колесами дикие животные. Кроме этого, сложная дорожно-транспортная обстановка на трассе приводит к многочисленным авариям, в которых гибнут люди. 
А теперь представьте, что произойдет, если дорогу эту закрыть на реконструкцию? Ответ прост — это не возможно. Расширять дорогу можно и нужно было еще до запуска мостовых переходов через Волгу и Ахтубу. В настоящее время, когда движение по мостам уже достигает пика своей интенсивности, о строительстве трассы по старому проекту можно забыть. Это просто не реально. Все движение будет окончательно парализовано, а ущерб экологии будет колоссальным.

Пожелание властям

Глубокоуважаемое руководство нашей области, пожалуйста, ускорьте по возможности строительство трассы в пойме. Она жизненно необходима жителям региона и особенно  местным жителям. При строительстве трассы постарайтесь сохранить как можно больше лесного массива. Не рубите дубовые рощи без особой необходимости и вне прохождения основной трассы. Необходимо строго лимитировать зоны отдыха вдоль новой трассы. Спроектировать все так, чтобы людям было удобно и природа не страдала. Разрешение на строительство автомоек и заправок желательно вообще не давать, в природном парке им не место.
Особая благодарность от местных жителей за проект по обводнению поймы. Построены дамбы, расчищены русла ериков, озер и малых речек. Но какой толк от этих многомилионных вложений, если в пойме нет воды? Сейчас середина лета, и большинство из естественных и искусственных водоемов пересохло. Многие местные жители в этот период вообще остаются без воды. Ее просто негде взять. Колодцы пересыхают, многие ходят за водой на близлежащие крупные водоемы (в основном на Волгу или Ахтубу), используют ее для питья. Более обеспеченные жители покупают питьевую воду целыми машинами — водовозами, которую им привозят из Волгограда или Волжского.

Исправить ситуацию конечно можно (новое — это хорошо забытое старое). В советские времена в ерики и озера, расположенные в пойме, в летний период времени осуществлялась подкачка воды из Волги и Ахтубы. Почему это не реализовать сегодня?

Кроме этого, сброс воды в половодье должен быть не только сильным, но и продолжительным. Необходимо, чтобы пойма хорошо насытилась водой. Вот тогда будет хорошо. 

DSC02698.jpg

Пожелание «зеленым»

Господа экозащитники и отдельные депутаты! Если вы хотите внести вклад в защиту природы, то приезжайте в пойму не на пикеты, а на различные экологические акции. Давайте, для начала, сообща очистим природный парк и водоемы от мусора. Мы, местные жители, это делаем постоянно. Будем вам очень признательны, если вы нам в этом поможете.

Сохранить все, что осталось

Совершенно понятно, что строительство трассы не остановить, а вносить коррективы поздно, бессмысленно и бесполезно. Но сохранить все, что осталось — это наша общая  обязанность. Давайте сообща наводить порядок в пойме. Вывозить мусор, сажать деревья, беречь природу. К счастью, еще есть время превратить пойму в настоящий оазис с уникальной экосистемой, а не пустыню с горами мусора.

Владимир Добролюбов

Источник

(Visited 25 times, 1 visits today)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: